Установки для аутогенных тренировок

Аутогенная тренировка. Этапы аутотренинга. Установки для аутогенных тренировок.

Аутогенная тренировка – это, своего рода аутотренинг. Этот процесс можно еще назвать самовнушением или самогипнозом. Для чего она нужна? Это хорошее средство для снятия стрессов и различных нервных напряжений. Самое важное в аутогенной тренировке – научиться расслабляться, достичь состояния релаксации, а затем сконцентрироваться на том, что вы хотели бы изменить. Человек при этом погружается в полудремотное состояние, но не в сон и может при помощи специальных упражнений управлять органами и системами, которые в обычном состоянии разуму не подчиняются. Чтобы получить результат, аутогенная тренировку необходимо проводить ежедневно, также важно найти убедительные мотивы для себя и верить в то, что все получится.Этот метод был разработан в 1920 году немецким доктором Иоганном Шульцем. В 1932 году вышла его книга, посвященная аутогенным тренировкам. Очень быстро она приобрела популярность во всем мире. Ученик автора Вольфганг Луте перевел ее на английский язык, а в дальнейшем в Канаде стал преподавать аутогенные тренировки.

Этапы аутогенных тренировок.Аутогенная тренировка проходит в три этапа. Об этом дальше и пойдет речь в нашей статье.

Первый этап – расслабление.На этом этапе вы должны добиться того, что ваши мышцы и конечности будут расслаблены. Заниматься АТ следует в отдельном помещении, в тишине и полумраке, при этом не должно быть никаких внешних раздражителей. Упражнения по аутогенной тренировке проходят в расслабленной позе. Например, лежа на коврике, расслабьте все мышцы, слегка раздвиньте ноги, так, чтобы носки были немного врозь, руки вдоль тела, шея расслаблена, а голова чуть повернута в ту сторону, которая вам удобнее. Это может быть и кровать, если вы занимаетесь АТ перед сном, только вам следует убрать подушку. Аутогенными тренировками можно заниматься и в положении сидя. Например, в удобном кресле, так, чтобы спина и затылок могли опираться на его спинку, ноги расслаблены и немного раздвинуты, глаза закрыты, вы испытываете комфорт, готовы к погружению в состояние полного расслабления и отдыха.Система, которую разработал Шульц, в настоящее время несколько упростилась, и в практике применяются только четыре основных внушения.

1. Приятное спокойствие и расслабленность. Эту формулу следует повторять для всех частей тела. Начните с рук. Можно представить, что руки лежат в теплой воде или накрыты легким теплым пуховым одеялом: «моей правой руке тепло, она расслаблена и отдыхает», далее, то же самое представьте для ног, спины, живота и других частей тела. Затем можно перейти к лицу и применить формулу: «мое лицо спокойно и расслаблено, оно отдыхает». Эта формула способствует расширению сосудов.

2. Приятная тяжесть. Это внушение не составляет большого труда, ведь наши ноги и руки, да и все тело имеют реальную тяжесть, только мы этого не ощущаем в обычном состоянии. А в расслабленном состоянии можно почувствовать тяжесть каждой части тела. Мысленно повторяйте: «моя рука постепенно становится тяжелее», при этом она от кончиков пальцев до плеча, будто наполняется чем-то тяжелым и вам не хочется ею двигать. То же самое проделайте в отношении других частей тела. Это не гнетущее ощущение тяжести, оно приходит в сочетании с общим состоянием легкости. Такая формула расслабляет мышцы.

3. Приятное тепло. Когда вы достигли состояния расслабленности, улучшилось кровоснабжение, ваши руки и ноги становятся теплыми. Формулу тепла, опять же, следует применить ко всем частям тела, кроме лица.

4. Ровное и спокойное, легкое дыхание. Этот процесс не требует контроля, но вы можете в этом состоянии отследить, как прохладный, вдыхаемый вами воздух, ощущается на вдохе, а потом уходит, согретый вашим теплом. Это приятные ощущения.Отдельно хочется остановиться на лице. Когда формула «мышцы моего лица расслаблены» сработала, вы почувствуете, что лицо стало мягче, мышцы лба расслабились. Затем надо перейти к внушению: «мой лоб прохладен». Этим отличается процесс расслабления лица от всех прочих частей тела, которым необходимо тепло. Для достижения эффекта можно представить, что вас обдувает прохладный летний ветерок, или вы умываетесь прохладной водой.Самым сложным на первом этапе является то, что внимание постоянно переключаются на посторонние мысли и воспоминания. Не следует раздражаться, просто терпеливо постарайтесь вернуться к формулам самовнушения.Вот, собственно, все по первому этапу АТ. Чтобы выйти из него, дайте себе мысленную команду: «Тело напряжено. Дыхание становится глубоким. Открываю глаза», затем выполните все это. Если вы занимались аутогенной тренировкой в кровати перед сном, то можно не применять эту формулу, просто вернуть подушку на место и уснуть. Обычно, чтобы освоить первый этап аутогенной тренировки, прежде чем переходить к остальным этапам, человеку требуется от одной до четырех недель.

Второй этап – аутотренинг.

После того, как вы расслабили тело, расслабление необходимо и вашему сознанию, чтобы можно было дать себе нужные вам установки. Не выходя из состояния аутогенного погружения, продолжайте внушать себе, что вы спокойны, что вы наслаждаетесь этим покоем. Чтобы помочь себе в этом, можно представить любую картинку, которая ассоциируется у вас с покоем. Это может быть летний луг, голубое небо над ним, ароматы разнотравья или спокойное море, синее небо, с которым оно сливается, аромат морского воздуха. В этом состоянии вам надо оставаться хотя бы в течение пяти минут.

Третий этап – установки.

К этому моменту тело ваше расслаблено, сами вы находитесь в состоянии покоя и можете перейти к подготовке решения проблем, связанных со стрессом. Для этого вам нужно найти установки (формулы), которые относятся к проблеме, но они должны быть краткими и нести положительный характер. Их следует сформулировать заранее.

В качестве примера можно привести некоторые из них. Если вас беспокоят рабочие проблемы, то можно использовать такие установки: «Я справляюсь с работой, у меня все получается, я внимателен, я уверен в себе, я спокоен». Если вас мучает бессонница, и вы не уснули на первых двух этапах, то можно внушать себе следующие формулы: «моя голова свободна от мыслей, моя душа спокойна, я отдыхаю, веки мои тяжелые, мой сон глубокий и крепкий». Если вы хотите похудеть, то используйте установки: «Я спокоен, я сыт, я равнодушно отношусь к еде, обилие пищи наносит вред моему организму, воздержание от еды приносит мне радость». Для тех, кто хочет избавиться от вредных привычек, например, курения, подойдут такие формулы: « Курение приносит мне вред, мне противен дым, я не курю больше, я дышу свежим воздухом, а это так приятно, свобода от никотина приносит мне радость».
 Практика аутогенных тренировок помогает не только профилактике заболеваний, но и увеличивает положительный эффект их медикаментозного лечения. Необходимо помнить, что АТ не лечит, а только подавляет симптомы болезней за счет того, что создает психологический климат, поддерживающий организм. Для каждой болезни необходимо подбирать свои определенные установки. Например, для тех, кто страдает гипертонией и заболеваниями сердца, можно использовать следующие установки: «Меня ничего не тревожит, я спокоен, сердце мое работает ровно и безотказно, я спокоен и расслаблен, я уверен в своих силах, я отрешен от забот, жизнь прекрасна и радостна». Если вы чувствуете боль в каком-то внутреннем органе, будет полезно внушать себе ощущение тепла в этом органе, например: «В области почек (печени, желчного пузыря и т.д.) я ощущаю приятное тепло, боли нет. Суставы теплые, подвижные, не болят».
Есть еще один прием, избавляющий от боли. Вам надо представить свою боль в виде большого красного диска, цвет которого постепенно светлеет, переходя на розовый, а затем на белый. Так и ваша боль уменьшается вместе с уменьшением интенсивности красного цвета, а с появлением белого, проходит совсем.
После того, как вы достигли желаемого результата, надо суметь правильно выйти из состояния аутогенного погружения. Формула выхода в этом случае будет зависеть от вида самовнушения, которое происходило. Общие моменты для всех видов самовнушения: формула должна быть мысленно произнесена энергично, и сразу же надо открыть глаза. К примеру, если вы использовали установки на работу, то формула может подойти такая: «Я отдохнул, я спокоен и уверен в себе, у меня хорошее настроение, я чувствую прилив сил и энергии и готов к работе. Раз, два, три». На счет «три» следует открыть глаза и встать.

Сколько времени требуется на аутогенную тренировку?

В начале занятий аутогенная тренировка будет занимать у вас примерно полчаса. Когда вы научитесь первым двум этапам, вам уже не потребуется отдельно работать с каждой частью тела. Вы сможете начинать расслабление сразу обеих рук, потом обеих ног, естественно, формулы внушения при этом изменятся. Со временем можно достичь того уровня, когда вы сможете осуществлять аутогенное погружение рефлекторно, автоматически. После этого можно совсем сократить и упростить формулы внушения: «Все мое тело расслаблено, в нем ощущается приятная тяжесть и тепло. Лоб прохладен». Тогда вам достаточно будет десяти минут на аутогенную тренировку.
Оптимальный режим для освоения аутогенной тренировки – пять раз в день по пять минут. Если вы подойдете к занятиям серьезно, что через две недели сможете расслабляться перед какими-то волнительными событиями, вызывающими стресс. А через месяц с помощью АТ вы сможете засыпать в любое время дня на десять минут и, проснувшись, чувствовать себя отдохнувшим.

Можно ли заниматься аутотренингом самостоятельно?

Конечно, можно. Только самостоятельные тренировки менее эффективны по следующим причинам:
    1. Каждый человек имеет психологические механизмы самоконтроля, которые при самостоятельных занятиях аутотренингом не дают полностью расслабиться. Если есть человек, ведущий извне, то ваш мозг автоматически перекладывает на него функцию «контроля безопасности».
    2. План, формулы, установки, темп сеанса задает ведущий. А если его нет, то вы вынуждены сами контролировать все это, значит, ваше мышление и самоконтроль остаются «включенными» и мешают релаксации.
    3. Для проведения аутогенных тренировок, чтобы они были успешными, необходимы знания и наработки, которых, возможно, у вас пока еще нет.
То есть, отсюда можно сделать вывод, что групповые тренировки более эффективны. Но это не отрицает того, что самостоятельное занятие аутотренингом может принести положительный эффект.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Второй брак для мужчины. Отношения мужчины и женщины во втором браке. Ребенок от первого брака.

Неравный брак. Причины, достоинства и недостатки

Эвтаназия. Аргументы за и против.